|
Educational resources of the Internet - Art. Образовательные ресурсы Интернета - Искусство. |
||
М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. — 752 с.
Книга известных специалистов-искусствоведов (Сарабьянов Владимир Дмитриевич, кандидат искусствоведения, художник-реставратор высшей категории; Смирнова Энгелина Сергеевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории искусств МГУ) посвящена истории живописи Средневековой Руси, начиная от принятия христианства в конце X века до начала реформ ПетраI и основания Санкт-Петербурга в 1703 году. В книге рассматриваются настенные росписи храмов, выполненные в технике мозаики и фрески, иконы, книжные миниатюры и орнаменты. Характеризуются произведения времен Киевской Руси из Киева и Чернигова, Полоцка и Галича, а также памятники Новгорода и Пскова, Ростова, Суздаля и других городов. Видное место занимает характеристика художественного наследия Москвы XIV—XVII веков, включая произведения знаменитых иконописцев: преподобного Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова и других. В общей сложности авторский коллектив работал над книгой около десяти лет. «История древнерусской живописи» — это первый постсоветский учебник для вузов по истории древнерусского искусства.
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по
классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для
студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности
«Искусствоведение».
Формат: pdf
Размер: 132,4 Мб
Скачать: yandex.disk
СОДЕРЖАНИЕ
6 ПРЕДИСЛОВИЕ
9 ВВЕДЕНИЕ
9 Содержание понятия
9 Своеобразие русской культуры и ее художественные связи
10 Периодизация
12 Географические границы
12 Историография
17 Задачи науки
Глава I. 19 РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРИОДА КРЕЩЕНИЯ РУСИ
23 София Киевская 58 Иконы и
книжные миниатюры Киевской Руси
Глава II. 67 КИЕВ И РУССКИЕ ЗЕМЛИ В КОНЦЕ
XI И XII СТОЛЕТИИ
68 Киевская монументальная живопись конца XI - начала XII вв.
76 Иконы и книжные миниатюры Киева
позднего XI века 86 Новгородские фрески конца XI - первой трети XII века
101 Иконы и миниатюры первой
трети XII века
108 Искусство эпохи архиепископа Нифонта (1131-1156)
126 Русские художественные центры во второй половине XII века
182 Древнерусские иконы и
миниатюры второй половины XII века
Глава III. ТРИНАДЦАТЫЙ ВЕК. ТАТАРСКОЕ РАЗОРЕНИЕ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
ИСТОРИИ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
193 Место искусства XIII в. в истории русской культуры
193 Хронологические рамки.
Исторические обстоятельства.
195 Основные художественные особенности
196 Периодизация и стилистические группы
198 «Предмонгольский» период (произведения первой трети - первой половины XIII века).
215 Переходный этап. Стилистические варианты
227 Искусство второй половины
XIII в. 253 Заключение
Глава IV. 225 ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ВЕК. «НОВАЯ ВСТРЕЧА С ВИЗАНТИЕЙ»
225 Периодизация 225 Особенности византийской живописи XIV в.
256 Художественные центры Руси
в XIV в.
258 Первая половина - середина XIV в. 306 Вторая половина столетия
Глава V ПЯТНАДЦАТЫЙ ВЕК. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
403 Сложение нового стиля и
московская живопись первой половины XV в.
Творчество Андрея Рублева, его предшественников, современников и
последователей
458 Русская культура периода
Позднего Средневековья и московская живопись второй половины XV в.
Творчество
Дионисия и его современников 506 Местные школы в русской живописи XV в.
Глава VI ШЕСТНАДЦАТЫЙ ВЕК. ЖИВОПИСЬ РУССКОГО ЦАРСТВА
ЭПОХИ ВАСИЛИЯ III, ИВАНА ГРОЗНОГО И ЕГО ПРЕЕМНИКОВ
576 Периодизация
578 Иконопись эпохи Василия III (1505-1530)
587 Новгородская живопись эпохи архиепископа Макария (1526-1542) и последующий период (1540-1550-е гг.)
598 Иконопись Пскова первой половины XVI в.
602 Московская живопись периода митрополита Макария (1542-1563)
636 Живопись эпохи «позднего» Ивана Грозного (1565-1584)
655 Годуновская эпоха
(1584-1605 гг.)
Глава VII 661 ЖИВОПИСЬ XVII ВЕКА
721 СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
747 БИБЛИОГРАФИЯ
Авторы предлагаемой вниманию читателей книги В.Д. Сарабьянова и Э.С.
Смирновой - известные ученые, сделавшие немалый вклад в изучение многих
памятников церковного искусства древней Руси, как широко известных, так
и мало изученных. Книга является содержательным научным обзором развития
русского церковного искусства обширной эпохи от времен крещения Руси и
до реформ Петра I, - т.е. периода, единого в своих
культурно-исторических границах. Это период древнерусского искусства,
характеризуемый, прежде всего, духовной целостностью и глубокой
религиозной настроенностью русского народа, которые постепенно
утрачиваются в последующие века.
О том, как читать книги в форматах pdf, djvu - см. раздел "Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др."
.
|
||
|